«Комедию танцевать сложнее, чем трагедию». Премьера в екатеринбургском оперном. Декорации рисовал Ван Гог. ФОТО, ВИДЕО
Премьера балета, который может оказаться самым кассовым для екатеринбургского театра, состоится завтра. 15,16 и 17 мая на сцене оперного — «Тщетная предосторожность»: легкая, ироничная классика в поставке мастера по реконструкции старинных балетов, балетмейстера и педагога Мариинского театра, заслуженного артиста России Сергея Вихарева.
Вероятную популярность балетной премьере обеспечивают, во-первых, классическая любовная история одного из самых первых танцевальных спектаклей. Во-вторых, праздничность и беззаботность, которую создает Сергей Вихарев. Он бережно хранит театральные традиции — исполнение роли Марцелины, матери главной героини, как и положено со времен Шекспира, отдано мужчине. Балет, который после появления на сцене в середине 19 века Фанни Эльслер, придавшей народной простоватой истории драматизм, ставший двухактным, в трактовке Вихарева вновь обрел дивертисмент. Во время которого, как это и задумывалось в эпоху синтетического (многожанрового театра), артисты екатеринбургского балета впервые запоют.
«Тщетная предосторожность» обещает быть еще и самой семейной постановкой на сцене театра оперы и балета. Наивные народные мелодии, которые балетмейстер Жан Доберваль лишь обработал для постановки, не требуют специальной подготовки при восприятии. Легкость взаимоотношений не нуждается в дополнительном пояснении. В то же время любовные переживания, проблема отцов и детей, искренность характеров — это то, что привлекает зрителей любых возрастов.
«Комедию станцевать гораздо сложнее, чем трагедию», — утверждает Сергей Вихарев. Тем не менее во время репетиций у танцовщиков не сходят улыбки. А Елена Воробьева, исполняющая роль влюбленной, но своенравной Лизы, даже требуя в перерывах от своего партнера точности в движениях, не перестает быть шаловливой красоткой, настолько ей подходит эта роль. У нее только одно опасение — как бы соломенная шляпка, стоящая несколько тысяч рублей, выдержала «постановочную» нагрузку: «Она сделана из такой тонкой соломки, что, кажется, вот-вот рассыплется».
Во всех аннотациях «Тщетной предосторожности» значится: это единственный дошедший до нашего времени балет классического репертуара, в котором герои были современниками зрителя дней премьеры. А композитор Жан Доберваль считается родоначальником комедийного балета. Он впервые вывел на сцену не богов и героев, а простаков и хитрованов. Но в екатеринбургском театре все-таки решили усложнить комедийный балет — за счет роскошных многослойных декораций.
Сценография для нового спектакля создана главным художником Большого театра России Альоной Пикаловой. В основе — полотна Винсента Ван Гога, относящиеся к, пожалуй, единственному радостному периоду в его творчестве. Картины, созданные им на юге Франции, в Арле, стали декорациями к спектаклю и стилевой основой для костюмов, которые были созданы по эскизам художницы Большого театра Елены Зайцевой.
Действие спектакля начнется в стенах «Консерватории» — хореографическим фрагментом «Школа танца» из балета Августа Бурнонвиля. Здесь артисты готовятся к представлению, на которое, собственно, и пришли зрители. А «настоящий» балет — «Тщетная предосторожность» (в оригинале La Fille mal garde, что при дословном переводе означает «Плохо присмотренная дочь») — начинается уже на фоне пейзажей Прованса.
Грубо отесанные столы, на которых бутылки с молодым французским вином и спелые фрукты, телега с сеном, плетеные стулья — это антураж озорного и стремительного действия, воссозданного по фрагментам хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова 1880-х годов, найденных в архивах Гарвардского университета.
А финальное действие — с песнями и танцами — пройдет на фоне «Ирисов» Ван Гога, которые в творчестве художника занимают место, равное его знаменитым «Подсолнухам». К сожалению, не удалось воплотить одну из философских задумок. «Хотелось, чтобы Колен преподнес Лизе букет ирисов, — рассказывает Альона Пикалова. — А появление ирисов во время дивертисмента закольцевало бы композицию».
Но даже отсутствие этого композиционного элемента не помещает «Тщетной предосторожности» стать «мегаинтересным» проектом, по словам худрука балета Вячеслава Самодурова, «с одной стороны, это реконструкция старинного балета, а с другой стороны — новый взгляд на то, как может быть воссоздана сегодня балетная классика».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!