Бизнес загонят в зоны. Правительство заинтересовалось «внутренними офшорами», в кандидатах — Челябинск
Правительство готово расплодить особые экономические зоны по всей стране. Пока их в России около 30-ти, но заявки на открытие ОЭЗ продолжают поступать. Их подали уже 24 региона. География от Дальнего Востока до Чеченской республики. Одна из заявок принадлежит Челябинской области.
По 12 заявкам от регионов решения почти готовы, сообщили в пресс-службе Минэкономразвития. «Это не идеи, а оформленные заявки с конкретными предложениями по резидентам и инвестициям. Заявки постоянно поступают», — заявил министр экономического развития Алексей Улюкаев, которого цитирует «Газета.Ru».
При этом, как отметили в Минэкономразвития, некоторые регионы по собственной инициативе направили заявки на открытие зоны (Воронежская и Пензенская области, Хабаровский край), по некоторым субъектам решение оформлено в виде поручения президента или правительства.
В Чечне планируют создать ОЭЗ с уклоном на туризм. В одном из районов расположатся комплексы для эко-, spa- и бизнес-туризма. И хотя заявка еще не подтверждена в федеральном центре, региональные власти уже заявляют, что получат 6,6 млрд рублей на ОЭЗ.
Однако не все ОЭЗ успешны. Закрылась, так и не успев начать работать, ОЭЗ в Калининградской области, так как «витрина достижений» российской экономики (такой планировали сделать ОЭЗ в отдаленном регионе России) вступила в противоречие с нормами ВТО. «Режим ОЭЗ не стал серьезным стимулом для экономического роста Калининградского региона», — считают депутаты. На долю предприятий-резидентов ОЭЗ приходится всего 10% ВРП и 2% занятых.
Экономический эффект от создания ОЭЗ — 0,68%, заявили в 2012 году аудиторы Счетной палаты. Эксперты полагают, что для губернаторов ОЭЗ становится брендовым проектом, который повышает эффективность главы региона перед федеральной властью. «Пока зону согласуют, пока подготовят документацию, пока там начнет выдавать продукцию первый инвестор, проходят годы. Все это время чиновник числится успешным управленцем в глазах федерального центра», — полагают эксперты.
Как пример можно привести ОЭЗ в Свердловской области. ООО «Праксайр Титановая Долина» создается на протяжении нескольких лет. В период до 2017 года ОЭЗ должно быть обеспечено финансирование в размере не менее 4,7 млрд рублей. Федеральное и региональное финансирование проекта направлено на строительство инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры ОЭЗ. На конец октября прошлого года там выразили желание работать только семь резидентов.
Одна из причин долгой «раскачки» ОЭЗ — финансирование. Расширяя список ОЭЗ, правительство тем не менее сворачивает объем государственной поддержки на создание инфраструктуры в зонах. На 2016 год в Минэкономразвития планируют выделить на инженерные коммуникации к зонам всего 1,6 млрд рублей. Это втрое меньше, чем в этом году. Тем самым власти косвенно признают, что потенциал ОЭЗ исчерпан. Отечественные офшоры не стали драйверами роста даже в региональном масштабе.
Официальная позиция у Минэкономразвития совершенно противоположная. По данным ведомства, в зонах зарегистрировано 380 резидентов, в том числе порядка 70 с участием иностранных инвесторов. «Резидентам ОЭЗ предоставляются готовая инфраструктура, налоговые льготы и режим свободной таможенной зоны, что помогает экономить до 30% от суммы первоначальных капитальных вложений», — заявляют в ведомстве.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!