«Слон — большой, но ему кафедру зоологии не предлагают». Руководство УрФУ спряталось от митингующих за бульдозером. ФОТОрепортаж
На фоне многочисленных красных флагов участники несанкционированного митинга в защиту преподавателей УрФУ единогласно приняли резолюцию. В документе семь пунктов, в случае их невыполнения профсоюз работников высшей школы «Университетская солидарность» и свердловское отделение КПРФ обещают продолжить акции протеста.
Сегодняшний митинг с самого начала ожидала непростая судьба. Сначала организаторы, подав заявку, не получили в установленные законом сроки (трое суток) официальное уведомление от администрации Екатеринбурга. 26 июня из мэрии был получен официальный отказ в согласовании митинга на площади Кирова и предложение перенести акцию подальше от учебных заведений. Представитель городской администрации Дмитрий Катаржин, прибыв на площадь перед зданием УрФУ, добился от организаторов митинга признания о незаконности его проведения, в ответ получив обвинения в незаконности действий городских властей.
Еще одним препятствием для проведения акции протеста стало появление перед памятником Кирову строительной техники. Как сообщил «URA.Ru» Эдуард Мансуров, один из лидеров областного отделения КПРФ: «Мы дважды подходили к строителям и на камеру спрашивали о причинах проведения работ. Сначала нам сказали, что чинят электрокабель. Затем — прокладывают его. Якобы это делается для Венского фестиваля, который открылся еще в прошлую среду». Организаторы митинга сочли появление экскаватора на месте, запланированном под акцию протеста, проявлением слабости и трусости руководства УрФУ.
Несмотря на все препятствия, митинг начался в назначенное время. В 16.00 под флагами КПРФ и РПР-Парнас собралось около ста человек. Юные коммунисты с красными шарфиками под предводительством Александра Ивачева, первого секретаря обкома КПРФ, пожилые люди со значками «Дети войны», молодежь, представляющая организацию «Студенческое действие» под черными флагами, несколько преподавателей и бывших выпускников.
Дмитрий Трынов, сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» и преподаватель УрФУ, зачитал резолюцию, содержащую преамбулу и резолютивную часть. «Мы убеждены, что администрация УрФУ не имеет юридического и морального права подменять корпоративными стратегическими документами, такими, как и „Дорожная карта развития УрФУ“ Трудовой кодекс и коллективный договор», — отмечается в документе. Требования, изложенные в резолюции: открытое обсуждение программы развития вуза, обоснование необходимости сокращений, митингующие призывали отложить массовые увольнения на полгода, вернуть общественность и профсоюзы в наблюдательный и ученый советы, вернуть независимость (в том числе и финансовую) университетским кафедрам.
Выступающие на митинге с разной степенью эмоциональности отмечали, что в УрФУ при проведении реформы высшей школы в соответствии с законом об образовании что-то пошло не так. Депутат гордумы Екатеринбурга Дмитрий Горчаков отметил, что в происходящем виновата действующая власть. За что был освистан и назван «американским прихвостнем».
Валентина Паршина, студентка философского факультета УрФУ, представляющая организацию «Студенческое действие», не отрывая глаз от экрана смартфона, произнесла пламенную речь. «Я студентка УрФУ и гордится мне нечем. Сокращают 700 преподавателей, и в их числе, наверняка, окажется кто-то из тех, кто взращивал меня как личность, давал мне невероятный объем знаний. На четыре тысячи сокращается число студентов. И оптимизация — это не что иное, как „элитаризиция“ высшего образования. На шесть тысяч сокращается число мест в общежитиях. Тысячи студентов будут вынуждены гнуть спины в McDonalds по ночам, чтобы оплатить себе комнату в коммуналке. Мы требуем прекратить рассматривать нас в качестве притока денежных средств», — завершила свою речь студентка.
Более краток и менее пафосен был депутат областного Законодательного собрания Евгений Касимов, обратившийся к литературе. «У нас последнее время очень любят все реорганизовывать и укрупнять. Зачем, скажите, нужно было объединять УПИ и УРГУ? Как говорил Роман Якобсон, который гонял чаи в купе с Маяковским, „слон тоже большое животное, однако никто ему не предлагает возглавить кафедру зоологии“. Кому нужна эта погоня за размерами? Гигантомания, которая приводит к запутанности управляемости? Я считаю, что чем мутнее вода, тем легче некоторым в ней существовать», — предположил депутат и писатель.
Преподаватель факультета журналистики Дмитрий Стровский отметил: «В большинстве стран, включая не самый демократичный Китай, преподаватель вуза — статусная величина. А я каждый год, заполняя анкету на получение ерундовой надбавки, обнаруживаю, что масса важных для меня пунктов отсутствует — зарубежные публикации, чтение лекций за рубежом. Зато существует жестко заданная привязка результатов труда преподавателей к определенным показателям, которые в мировой практике никакой роли не играют».
Несмотря на накал страстей и эмоции выступающих, закончился митинг мирно. Хотя небольшая группа немолодых людей националистической направленности пыталась свести все к проискам Запада и поражению в «холодной войне» в 1991 году. Десяток студентов подобную версию восприняли довольно иронично и оратора захлопали. После этого «самым демократичным способом» — понятием рук — собравшиеся единогласно проголосовали за принятие резолюции. И разошлись, пообещав друг другу продолжить борьбу за права преподавателей.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!