«Это начало масштабных процессов». Во что выльется «зачистка» Коми
Арест главы Коми может стать началом новой антикоррупционной кампании в России.
Главный смысл дела Гайзера с точки зрения политики в том, что с его помощью Кремль радикально меняет повестку, причем в опережающем темпе, еще до того, как большинство избирателей окончательно утратят интерес к вопросам внешней политики, считает политолог Аббас Галлямов: «Пока для большинства россиян Кремль — молодец во внешних вопросах. С помощью дела Гайзера Кремль пытается завоевать очки в политике внутренней».
Спонтанно подобные массовые аресты не происходят, подготовка длилась не один месяц и санкцию мог дать только президент, говорит собеседник «Ведомостей», близкий к Кремлю: «У них все было хорошо и по политике, и по экономике, и с силовиками не возникало по-настоящему серьезных проблем. Привыкли, что все хорошо, и расслабились». Причиной зачистки руководства Коми могло быть то, что в этом небедном регионе (нефть, лес, уголь, бюджетные средства) была заинтересована одна из влиятельных групп, а у руководства республики не было влиятельных защитников на самом высоком уровне, полагает собеседник.
Аресты оказались неожиданностью для большинства представителей политической элиты, поскольку формальных политических поводов для этого не было, считает политолог Михаил Виноградов. По его словам, в Коми была выстроена «в целом работоспособная система управления с учетом реалий непростого региона», хотя у нее было много оппонентов и в местной элите, и в финансово-промышленных группах, которые «не сидели сложа руки».
«Это было совершенно неожиданно, я во время всей предвыборной кампании был там, и ничто не предвещало такого исхода», — подтверждает депутат Госдумы единоросс Владимир Поневежский. «В регионе были проблемы, но губернатор определенно пользовался доверием у населения, так что для всех случившееся — неожиданность», — соглашается депутат от КПРФ Андрей Андреев. Гайзер нарушил главное сейчас правило — вывел активы за рубеж, уверяет депутат Максим Шингаркин (ЛДПР): «Об этом всех предупреждал президент, но Гайзер был в предвыборной эйфории и сделал свой выбор. Кроме того, в регионе действует настоящий воровской клан — почти все мэры городов посажены».
К такому результату привели ужесточение требований к элитам в условиях кризиса и параллельный рост амбиций силовых структур, которые полгода назад арестовали губернатора Сахалина Александра Хорошавина, говорит политолог Алексей Макаркин: «Еще один момент — борьба за контроль над республикой, раз нельзя выиграть на выборах (Гайзер переизбрался в 2014 г.), значит, можно как-то по-другому. Но его позиции казались сильными, и ничто не предвещало ареста».
Как уже сообщало «URA.Ru», по делу Гайзера (глава Коми) в республике были задержаны его зам Алексей Чернов и еще 17 человек, среди которых зампред правительства Константин Ромаданов, председатель госсовета Игорь Ковзель, бывший сенатор и депутат Госдумы Евгений Самойлов. Гайзер и большинство фигурантов арестованы судом до 18 ноября. По словам представителя СКР Владимира Маркина, им инкриминируются ст. 210 (организация преступного сообщества) и 159 (мошенничество) Уголовного кодекса, а преступления совершались с 2006 по 2015 год.
Только госсобственности, по оценкам правоохранительных органов, было похищено и легализовано более чем на один миллиард рублей.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!