«Сегодня вечером выпьем за судей». Как отпустили на свободу участников массовых беспорядков на овощебазе № 4. ВИДЕО, КОММЕНТАРИИ
В Свердловском областном суде сегодня случилась сенсация: участников и организаторов массовых беспорядков на овощебазе № 4, которые происходили в мае 2014 года, отпустили на свободу. Такого поворота не ожидал никто, даже сами подсудимые и их адвокаты, которые надеялись максимум на смягчения сроков. Судьи, вынесшие беспрецедентный приговор, заслужили шквал оглушительных аплодисментов от родственников подсудимых самых разных национальностей.
Для оглашения приговора по делу о массовых беспорядках в Свердловском облсуде выбрали самый большой зал. Но даже он не вместил всех желающих: поддержать подсудимых Джавида Алескерова, Рустама Султонмамадова, Салаудина Саадулаева, Эмина Мехрабова пришли их многочисленные родственники. «Что ты нас снимаешь?» — кричали они журналистам. Впрочем, им пришлось смириться с присутствием камер. «Пускай снимают, пусть все видят эту несправедливость!» — говорили женщины мужей с «горячей кровью».
Председатель судейской «тройки» зачитывал приговор более 2,5 часов с перерывом «на проветривание». Вопреки модной нынче тенденции заслушивать приговоры сидя, в этот раз судьи заставили всех стоять. Быстро заскучавшие журналисты развлекали себя фотографированием и разглядыванием фоточек на планшетах. Из-за кондиционера, дувшего холодным воздухом на полную мощность, репортеры быстро замерзли и кашляли, кутаясь в кофты.
Вплоть до самого приговора позиция следствия казалась неизменной: факт массовых беспорядков подтверждался многочисленными свидетелями, а также видеозаписями.
К тому же, во время массовых беспорядков действительно был причинен материальный ущерб: сломана ручка пластиковой двери, ведущей в административный блок, разбит стеклопакет, взломаны двери склада, погнуты ворота. Директор «русинского» ЧОО «Гамма» сумел доказать, что пострадал в ходе беспорядков (ему дверью травмировало кисть руки).
Адвокаты потерпевшей стороны полностью разделяли позицию следствия: виновники беспорядков должны быть наказаны. Правда, сама Татьяна Русина заявляла, что «не жаждет крови», и просила не наказывать нападавших «слишком сурово». Однако, по словам знакомых, она до сих пор с дрожью вспоминает события полуторагодовалой давности: еще ранним утром 30 мая она сумела пробраться с дочерью и охранником сквозь толпу, оставшись неузнанной, зашла в административный корпус и забаррикадировалась там.
«Представьте: двухэтажное здание с одним выходом, он заблокирован, с одной стороны ломаются двери, — рассказал „URA.Ru“ адвокат Русиной Алексей Вейс. — Ломает некто Копылов — чемпион мира по кикбоксингу. Крики „Аллах акбар!“, лица кавказской национальности: чеченцы, азербайджанцы, таджики. А внутри 70-летняя женщина Русина с дочерью, вооруженной охраны нет, с ними был всего один охранник. Последствия могли быть трагическими, если бы они туда ворвались. Потом никто никогда бы их не нашел!»
По словам адвоката, участники беспорядков, безусловно, заслуживали сурового наказания. «Нельзя ломать чужие двери, врываться в здания, ходить с железными прутьями и камнями. Это даже не хулиганство, — говорит Вейс. — Там был один был в темных очках с бородой, кричал „Аллах акбар!“ и показывал гранату — мне было страшно даже читать это! Что у него на уме? Один бог знает. Взорви ее — все бы погибли».
Позиция защитников Шестакова (директора «контеевского» предприятия «Уралторгснаб») и адвоката Пересыпкина, которых гособвинение считает организаторами беспорядков (с помощью Захирова, Голубева, Копылова и Фаталиева они собрали, как считает следствие, около ста человек, каждому их которых было обещано по 5000 рублей за «работу охранником» на 1-2 дня), такова: никаких массовых беспорядков не было — торговцы с базы прибежали посмотреть на происходящее, из-за чего и возникла толпа, а Шестаков и Пересыпкин имели полное право заходить на базу, поскольку ответхранение Русиной никак не ограничивало их право собственности.
«Шестаков свою вину не признал, и я на протяжении всего следствия все больше и больше убеждалась, что он искренне считал свои действия законными, — говорит его адвокат Полина Тамакулова. — Что он, как представитель собственника, имел право заходить на базу. Ответхранение — это не решение суда о лишении права собственности». Адвокат даже не рассчитывала на освобождение своего подзащитного, лишь на то, что удастся смягчить срок, если судьи переквалифицируют действия Шестакова и Пересыпкина на «самоуправство». Именно эту мысль Тамакулова пыталась донесли до судей в своем последнем выступлении во время прений.
Озвученное сегодня судом решение прозвучало как гром среди ясного неба для всех. Еще когда судья зачитал фразу из приговора о том, что в действиях Мшвидобадзе (директор соседней базы, на которой собирались участники — ему инкриминировалось пособничество в массовых беспорядках) не усматривается состава преступления и он должен быть освобожден, голос судьи перекрыл шквал аплодисментов.
А после прозвучавших цифр, сколько кому дали (оказалось, почти все участники беспорядков свое уже отсидели и освобождаются из-под стражи в зале суда), раздались натуральные овации. «Ваш российский суд — в натуре самый гуманный в мире! — сказал родственник одного из подсудимых. — Сегодня вечером выпьем за судей».
Суд не стал переквалифицировать действия подсудимых — статья осталась та же (212, часть 1 -у Шестакова и Пересыпкина — «организация массовых беспорядков», и часть 2 — «участие в них» — у остальных). Однако судьи Меледин Д. В., Казаченко Е. Б. и Терентьев С. В. воспользовались статьей 15 УК РФ, которая позволяет снизить тяжесть преступления: для Шестакова и Пересыпкина она снизилась с особо тяжкой до тяжкой, для остальных — с «тяжкой» до «средней тяжести». По мнению юристов, это крайне редкая ситуация в судебной практике.
Основанием для такого смягчения стала совокупность смягчающих обстоятельств, которую суд счел исключительной: все признали свою вину (кроме Шестакова и Пересыпкина), активно сотрудничали со следствием, возместили пострадавшим материальный ущерб, имеющиеся хронические заболевания и наличие детей и т. п. Все получили наказание «по отсиженному» и были выпущены из-под стражи в зале суда (лишь Шестакову осталось провести за решеткой 5 дней), а двое из подсудимых (Мшвидобадзе и Голубев) и вовсе были оправданы.
«Я с самого начала считала это уголовное дело ангажированным. До него я не знала фамилий ни Русиной, ни Обухова, ни тех, кто был признан потерпевшими, — рассказывает адвокат Полина Тамакулова. — Но на следствии столкнулась с тем, что все идет по определенному сценарию, и совершенно бесполезно что-либо делать. Было страшно доказывать что-то суду, ругаться с ним, заявлять отводы, многие наши ходатайтсва не были удовлетворены (как нам казалось, несправедливо). В итоге, как я понимаю, просто погрозили пальчиком, что, мол, нельзя так поступать с сильными мира сего. Поэтому было, наверное, и было принято такое соломоново решение — видя, что обвинение было очень надуманным».
Гособвинитель Георгий Паникаров воздержался пока от комментариев по существу, пояснив лишь, что в ближайшие пять дней канцелярия должна выдать сторонам текст приговора. «После получения копии приговора и детального изучения тех доводов, которые в нем изложены, гособвинение решит, воспользуется ли оно своим правом внести апелляционное представление», — заявил прокурор."Правая рука" Русиной Иван Обухов, покидая суд, признался «URA.Ru», что это «совсем не то, чего мы ожидали».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!