«Жить в стране с неработающими законами тошно». ФОТОрепортаж с последних звездных дебатов «ЕР» в Екатеринбурге
Сегодняшние дебаты участников праймериз «ЕР» стали соревнованием — кто лучше в публичной политике: депутаты или актеры. На студии «4 канала» сошлись депутат Госдумы Павел Крашенинников, областные парламентарии Максим Иванов, Сергей Чепиков, полпред свердловских властей Виктор Бабенко, секретарь отделения «ЕР» в Академическом Сергей Смирнов и актриса «Уральских пеьменей» Юлия Михалкова. Тема — борьба с коррупцией.
Для Павла Крашенинникова это были первые дебаты, к тому же он, не живущий в регионе с 1990-х, меньше всех был знаком с оппонентами. Но депутат выглядел расслабленным и уверенным: «Спасибо всем, кто пришел, несмотря на субботу. Коррупция, наряду с накротиками и экстремизмом, главные беды, которые нужно побеждать. И в последнюю очередь — уголовным законодательством. Необходимы качественные законы в сфере принятия на госслужбу, чтобы чиновник не мог чихнуть без установки, понятные механизмы закупок и прозрачные доходы и расходы».
В части вопросов из зала депутату справедливо напомнили, что он работает в Госдуме с 1999 года, а коррупции меньше не стало. Похвалив представителя группы поддержки, кандидата Сергея Смирнова за хорошую память, Крашенинников привел историю. В одном из римских полисов ввели тяжелые и массивные деньги, чтобы коррупция была на виду. Взяточничество исчезло, но через некоторое время жителям надоело и они свергли правителя. «Коррупция появилась вместе с возникновением общества, — провозгласил мораль Крашенинников. — Но это не значит, что нам не нужно с ней бороться».
Вот более яркий пример опытности оратора Крашенинникова. Вопрос от подруги Юлии Михалковой: «Я молодая мама. Когда ребенку было два года, мне позвонили и сказали, что могу устроить его в детсад, но небесплатно. Что мне нужно было делать?» «Записать разговор», — советовал из холла «Четверки», где показывали прямую трансляцию, секретарь «Единой России» Виктор Шептий. Но Крашенинников провозгласил, что вопросы нравственности, семьи и детства нужно решать в первую очередь. «Вот умеет», — не удержался от комментария Виктор Шептий.
«Павел Владимирович, как опытный законодатель, может посмеяться надо мной, но я скажу», — уверенно вступила в дебаты Юлия Михалкова. Как и в предыдущую дискуссию, она привела примеры из жизни. Одна ее подруга не может взыскать с мужа алименты — пристав «с зарплатой 13 тысяч рублей» договаривается с должником. Другая подруга, молодая мама, погрязла в сборе документов, чтобы устроить сына в детсад. «Прописанные законы в жизни складываются по-другому, — выступала Михалкова. —
Вряд ли родители, ночью стоящие в очереди за школьными местами, верят в борьбу с коррупцией.
Давайте обсуждать, что делать».
Несмотря на сильный старт, Михалкова приберегла заявления и для стадии вопросов. Когда актрису спросили о конкретном рецепте борьбы с коррупцией, она заявила, что привлечет всех своих поклонников в России и создаст масштабный мозговой штурм. Пик ее ответа — слова «жить в стране с неработающими законами тошно», которые Юлия Михалкова произнесла громко и эмоционально.
У областного депутата Сергея Чепикова уже были заготовлены конкретные меры: «Если чиновник попался на откате или даче взятки, его могут восстановить со временем. Нам нужно пресекать такую практику… В госструктурах много обслуживающего персонала. Нужно бороться, чтобы в стране появлялось больше людей, которые производят. Можно сократить парк авто, который у нас в Заксобрании увеличился вдвое за последние годы».
Коллега Чепикова Максим Иванов заявил, что из-за коррупции падает доверие к власти. «Когда люди отсиживают условные сроки или выходят, отсидев половину, и потом им возвращают ворованное,
— Иванов явно намекал на дело „Рособоронэкспорта“.
— а человек, который украл бутылку водки, сидит семь лет. Начинать нужно с себя. Если мы возьмем на вооружение лозунг ВДВ „Никто, кроме нас“, тогда вопрос будет решаться».
Секретарь местного отделения «ЕР» в Академическом районе, Сергей Смирнов, выступил с наименее интересной речью: «Необходим комплекc мер, который был бы понятен любому гражданину по госзакупкам… привлекать журналистов… снижать функционал органов госвласти».
Единоросс, самый неизвестный в этой шестерке, не соревновался в ораторстве с конкурентами, а привел активную группу подержки. Она апплодировала Смирнову после каждого его ответа — по телевизору создаалось впечатление, что хлопает весь зал.
А еще сторонники кандидата задали большинство неудобных вопросов. Вопрос от его представителя Максиму Иванову:
«Согласны ли вы с тем, что журналисты должны отчитываться о своих доходах?»
«Я не согласна. Зачем?» — вслух комментировал омбудсмен Татьяна Мерзлякова, следивший за трансляцией (ее присутствием «ЕР» объясняет интерес общественности к праймериз). Виктор Шептий тут же поспешил не согласиться с Мерзляковой. Но спор не состоялся — все зрители стали обсуждать смешную оговорку Иванова в ответе: «Правила для всех. Журналисты, к сожалению, срез общества».
Впрочем, неудобные вопросы доставались и Смирнову. Вопрос: «Как вы оцениваете Павлика Морозова?» Ответ: «Он висел у нас в классе… [снова смех] На стене. Давайте оставим Павлика Морозова в прошлом».
Полпред свердловских властей в Заксобрании Виктор Бабенко продемонстрировал еще одну интересную технологию. Его группа поддержки состояла не из помощников и друзей, как у оппонентов, а из более известных людей. Вопросы от Бабенко задавали кандидат в Заксобрание Вероника Пиджакова, Герой России Игорь Родобольский, начальник госпиталя ветеранов войн Роберт Соловьев и другие.
Сам Виктор Бабенко говорил о Союзе ветеранов Афганистана Свердловской области, который он возглавляет, и патриотических мероприятиях. А на вопрос, каков размер взятки в Свердловской области, Бабенко ответил: «Я сам чиновник. Через себя пропускаю, когда чиновников критикуют. Но у нас боеспособная действующая власть».
Все участники дебатов держались более уверенно, чем на прошлой неделе, когда серия дискуссий только открывалась. Сегодня бывали случаи, когда у группы поддержки кончались вопросы (например, у Сергея Чепикова) — тогда модератор Евгений Енин предлагал задавать их всем желающим. А Юлия Михалкова не сразу опознала в фермере Дмитрии Черемисине своего представителя, удивившись, что он задает вопрос от нее (сегодня кандидат в Госдуму сидел в зале, чтобы бесплатно заработать себе минимальную, но дополнительного узнаваемость). «Давайте Юлии Михалковой похлопаем! У нее столько поклонников — даже здесь!» — скрасил неловкость Павел Крашенинников.
На выходе Максим Иванов признался, что дебаты были вялыми. С его точкой зрения можно согласиться: во время финального слова кандидаты, в том числе и сам Иванов, фактически повторили свои вступительные речи. Только Юлия Михалкова продержалась все дебаты в хорошей форме. В заключение она предложила каждому, кто сталкивается с коррупцией, писать ей в соцсети: «Я буду разбирать каждый случай отдельно». Удивительно, но факт: у актрисы оказалось больше идей, как победить коррупцию, чем у ее оппонентов-парламентариев.
Несмотря на то, что тема коррупции казалась исчерпанной и депутаты повторялись, главная тема недели — скандал с оффшорами известных политиков и знаменитостей («панамский архив») — не прозвучала на дебатах. Хотя она напрямую касается коррупции. Историю с «панамским архивом» упомянула только Юлия Михалкова — вскользь: «Почему обсуждается коррупция в высших эшелонах власти, когда у нас на местах даже родить без взятки не могут?»
На вопрос «URA.Ru», почему топовая тема офшоров не была поднята, кандидаты на выходе из студии «4 канала» ограничивались ответом: «Никто не спрашивал об этом». Павел Крашенинников заявил, что из-за регламента не успел поднять эту тему. «Она, между прочим, интересная. В Нижнем Тагиле она поднималась, — сказал депутат, который вчера ездил во второй свердловский город, встречался с жителями и мэром. — Первое, что нужно сделать, — проверить списки. Второе: если информация достоверна, возбуждать уголовные дела. Если нет, тоже возбуждать — по факту клеветы. Мы можем говорить, хорошо это или плохо, но юридические последствия должны быть».
Сегодня дебаты в Екатеринбурге проходили также в пресс-центре «ТАСС-Урал». Если в офисе «Четверки» проходят звездные дебаты, то участники дискуссии на другой площадке менее известны. Например, завтра на единственные дебаты в Екатеринбурге в ТАСС заявились председатель совета Новоберезовского поселка Тамара Головня, член областной Общественной палаты Сергей Полыганов, независимый эксперт по недвижимости Дмитрий Путилов, глава профсоюза юристов «Комитет» Александр Усольцев и другие. С учётом того, что участие в выборах в Госдуму зарегистрировалось большое количество малоизвестных кандидатов, состав дебатов будет выглядеть подобным образом все чаще. Источник «URA.Ru» в «ЕР» предполагает, что для поддержки интереса к процедуре впредь популярных кандидатов и не слишком будут перемешивать.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!