Авиаэксперты: Катастрофа Ту-154 произошла из-за иллюзий пилота
Причиной крушения самолета Ту-154 Минобороны в Сочи могла стать потеря пилотом ориентировки в пространстве, произошедшая из-за иллюзий. Согласно этой версии, которой придерживаются некоторые авиаэксперты, пилот, потеряв ориентиры на земле после взлета, управлял машиной, ориентируясь на свои ощущения, а не на приборы.
Участники исследования катастрофы, произошедшей в декабре 2016 года, уверены, что лишь иллюзорное восприятие действительности могло заставить опытного летчика направить машину в смертельное пике с креном в 55 градусов, пишет «Коммерсант».
Согласно реконструированной по показаниям параметрического самописца схеме, лайнер, вылетевший с аэродрома Адлера, благополучно оторвался от полосы, высоту он также набирал в штатном режиме. Через несколько секунд после взлета второй пилот Александр Ровенский убрал шасси, доложив об этом командиру Роману Волкову, а затем по его же команде приступил к уборке выпущенных закрылков. С ними тоже не возникло никаких проблем. По мнению специалистов, разошедшаяся по СМИ фраза о закрылках не означает какой-либо неисправности рулей, возможно, пилот произнес ее, поскольку чуть запоздал с их уборкой. По словам источника «Ъ», близкого к расследованию,
вообще все без исключения системы Ту-154, «до самого столкновения с водой реагировали на управляющие действия экипажа своевременно и штатно».
Самолет примерно через 60 секунд после отрыва от полосы находился на расчетной высоте около 250 метров, двигался с нормальной скоростью порядка 360—370 км/ч и начал запланированный правый разворот. Но маневр завершить так и не удалось: командир Роман Волков неожиданно отправил самолет в пике вместо того, чтобы продолжать набор высоты. Самолет, по данным самописцев, в течение восьми секунд стремительно снижался, а также заложил крутой вираж влево. Как отмечает «Ъ», перед ударом о воду крылья Ту-154 располагались под углом 55 градусов к горизонту.
В кабине во время пикирования при этом стояло абсолютное молчание. Только на девятой секунде сидящий сзади летчиков штурман произнес: «Командир, мы падаем». Спасти машину и 92 находившихся на ее борту человек экипаж уже не мог. Экспертов удивило, что на предупреждения штурмана пилоты не среагировали никак, параметрический самописец Ту-154 не зафиксировал движения штурвалов «на себя».
По мнению участников расследования, странное поведение управляющего летчика можно объяснить спецификой ночного вылета из Адлера. «Через несколько секунд после отрыва от хорошо освещенной и размеченной полосы ты пересекаешь также подсвеченную береговую линию и сразу попадаешь как будто в черную дыру», — так охарактеризовал его один из авиаэкспертов, слова которого приводит издание.
Когда самолет выходит в воздушное пространство над ночным морем, все ориентиры стремительно исчезают, что представляет определенную опасность для пилота, поскольку в этот момент инстинкт самосохранения подталкивает его к тому, чтобы дистанцироваться от показаний приборов и ориентироваться на команды своего вестибулярного аппарата.
Однако в таком состоянии пилот не может правильно оценить положение самолета в пространстве, поскольку, как говорят в авиации, оказывается во власти собственных иллюзий.
Пилот может перевести машину в режим пикирования, потому что ускорение по курсу или кратковременное попадание самолета в восходящий воздушный поток создают у летчика полное ощущение задравшегося носа машины. Каждая десятая авиакатастрофа в мире, по данным статистики, происходит именно из-за потери пространственной ориентировки.
О том, что пилот, управлявший Ту-154, мог находиться в иллюзорном состоянии, косвенно свидетельствуют графики крена и тангажа лайнера в последние секунды полета, считают участники расследования. Линии построенных по данным параметрического самописца графиков имели не плавную, характерную для полета по приборам, а как бы «дрожащую» форму. Однако некоторые участники исследования объяснили эти перепады неисправностью системы регистрации параметров.
Правда, не вполне ясно, почему не вмешался в критическую ситуацию второй пилот Александр Ровенский. По мнению скептиков, у двух пилотов сразу иллюзии возникнуть не могли. Сторонники же теории, по которой Роман Волков потерял ориентацию, говорят о том, что на споры у летчиков не было времени, а отобрать управление у более опытного майора Волкова Ровенский, видимо, не решился.
Ранее «Новая газета» приводила теорию, согласно которой катастрофа могла произойти в результате того, что за штурвалом был посторонний: опытный летчик, но привыкший летать на других самолетах.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!