«Каждый может быть вождем!» Экран вместо Ленина и еще 30 вариантов будущего центра Екатеринбурга
Центр Екатеринбурга ждут перемены: за пять лет ведущие архитекторы города при участии экспертов из Москвы хотят перенести футуристические картинки из буклетов на реальные объекты уральской действительности. 28 июня в Ельцин Центре прошло публичное обсуждение будущей застройки, больше похожее на молодежную тусовку с инди и рок-музыкантами. Чиновники предпочли покинуть встречу уже после первых минут. Какие проекты собираются реализовать в городе, кто за этим стоит и как на это можно повлиять — в материале «URA.RU».
Неравнодушных, готовых обсудить, как следует изменить площадь 1905 года, преобразовать пространство у Дома книги, улицы Февральской революции, Вайнера, Малышева, переулки Банковский и Театральный, немногим больше сотни. Эта дискуссия не носит формальный характер сразу по двум причинам: здесь приветствуются любые безумные идеи и нет официального статуса публичных слушаний.
В зале в основном люди немногим старше двадцати, их число разбавляют несколько официальных лиц и деятелей культуры, а также группа архитекторов. Президентский центр по традиции остается магнитом для хипстеров.
За пару минут до начала архитектор КБ «Стрелка» Дмитрий Столбовой поясняет: «Мы делаем концепцию, но сама реализация остается за городом. КБ „Стрелка“ не реализует проект. Сейчас деньги мы обсуждать не будем, но всегда какие-то риски есть. Технически это очень реализуемо, с этим нет никаких проблем. При разработке было два варианта — более реалистичный и футуристичный. И все хотят второй. Горожане активно вносят коррективы, а мы боремся за то, чтобы если концепция менялась, то менялась оправданно».
На вопрос «URA.RU» о том, не считает ли он, что обсуждения больше похожи на молодежную тусовку, архитектор отвечает кратко: «Мы рады молодежи, потому что всегда инициатива должна быть снизу тоже. Если есть интерес к общественному пространству, это только плюс для проекта. А поддерживать интерес чиновников — в ваших руках».
Состояние проектов на текущий момент описывает бывший главный архитектор города (многие оплакивали его уход), руководитель архитектурного бюро «Ин.Форм» Тимур Абдуллаев. Кратко: все объекты следует рассматривать в системе, а не отдельно. Так, в Банковском переулке предлагается создать площадь Семи районов с сухим фонтаном, как у «Пассажа», но в форме карты города. Эксперта поправляют: районов в Екатеринбурге скоро станет восемь. За памятником Владимиру Ленину нужно использовать амфитеатр для небольших событийных мероприятий, у Дома книги — создать «книжную» зону и развить буккроссинг, на площади 1905 года расширить тротуар, а сам объект заполнить фестивалями и концертами «настолько, чтобы для парковки не оставалось места». При этом как-либо существенно менять площадь не собираются. На остальных улицах, которые намерены модернизировать, архитекторы хотят уменьшить количество парковочных мест, упорядочить движение (сделать больше автомобильных полос, не меняя ширину улиц, добавить отдельную полосу для общественного транспорта), поработать над озеленением и освещением, разработать единый дизайн-код. Речь Абдуллаева пестрит узкоспециальными модными иностранными оборотами, которыми восхищается публика.
Первым микрофон просит известный городской рэпер и поэт Наум Блик:
«Мне все нравится, но один вопрос — что делать с парковками?»
Архитектор предлагает вынести их за пределы центра, создать «публичные парковочные места». На уточняющий вопрос корреспондента «URA.RU» о том, почему этот процесс не происходит в системе и есть ли гарантии, что это произойдет синхронно с его реализацией, архитектор предпочитает ответить уклончиво, переложив ответственность на чиновников.
«Организация в центре публичных паркингов — это либо вопрос, связанный с капстроительством и какими-то землеотводами под это, либо вопрос подземного строительства. В рамках этих территорий физической возможности осуществлять это там просто нет. Где-то это очень сложная ситуация с сетями, а где-то, как с площадью 1905 года, ряд ограничений, связанных с историко-культурными моментами. Поэтому эта история остается за скобками, это история общей политики города в отношении системы паркования», — поясняет он.
Основатель галереи «Свитер», фронтмен группы «Айфо» Степан Тропин как сторонник современного искусства предлагает разместить по городу больше памятников этого направления. «Проект достаточно не уникальный, он копирует опыт других городов и стран. Главное — сделать со своим лицом», — выносит он вердикт планам архитекторов. Люди, поддерживающие его, выступают за то, чтобы в городе появилась специальная стена для граффити, рисунки с которой никогда не будут стирать. Еще несколько интересных предложений: обновить Сквер художников в Банковском переулке, создать более комфортное пространство для инвалидов — «не как на набережной, где горки под 45 градусов».
Выступления понемногу затягиваются, на обсуждение концепций в группах остается вдвое меньше заложенного в плане времени. Зал стремительно покидают чиновники. Звучит идея легализовать блошиный рынок у УрГЭУ-СИНХ и перенести его прямиком на центральную площадь города, а число велодорожек, наоборот, сократить.
К микрофону выходят студентки Анна и Настя с инициативой организовать по городу сеть общественных туалетов: «Не синих коробок, а нормальных с точки зрения архитектуры сооружений».
Вспомнили и дух конструктивизма, который возрождают в Екатеринбурге. С предложением проводить экскурсии выступила Марина Сахарова, общественный активист. Она же была активной противницей строительства Храма на воде и ярко выступала на скандальном общественном обсуждении в Доме писателя. Другое предложение, вызывающее аплодисменты, — поставить по центру города «мобильное озеленение на колесиках в бочках».
Совсем юные молодые люди идут дальше — они требуют, чтобы покрытие новых городских пространств подходило для любителей роликовых коньков, скейтбордов и даже гироскутеров, а также просят создать специальные зоны для курения. Но больше всего публику шокирует (в хорошем смысле слова) предложение разместить огромный экран перед памятником Владимиру Ленину. «Будет называться „Каждый может быть вождем“, — поясняет автор инициативы. — Любой сможет заплатить 500 рублей, чтобы его лицо появилось на экране на час».
Самым стойким среди чиновников оказался глава комитета по экологии администрации Екатеринбурга Егор Свалов — он покидает зал ближе к развязке, объяснившись за коллег. «Чиновники уходят, потому что все материалы будут переданы в администрацию. Вынос парковок — это вопрос усложнения передвижения автомобилистов. Я понимаю, что претензий будет много, но сколько ни строй парковок, места все равно не хватит. Можно приехать на общественном транспорте, можно на велосипеде, можно прийти пешком. Поэтому отсутствие парковки — это ничего страшного», — пояснил он корреспонденту. По словам Свалова, итоговое утверждение проектов в мэрии пройдет только после рассмотрения общественности: «Это у нас есть определенные рамки, а у людей-то — фантазии, желания».
Итогом обсуждения становятся порядка 50 пунктов, которые следует учесть архитекторам.
Так, молодые жители города предлагают наполнить центр скамейками для чтения, а возле метро на площади 1905 года создать пьедестал для музыкантов и розетки, чтобы заряжать гаджеты. За идеями развития пространства у Дома книги стоит ученый секретарь муниципального объединения библиотек Марина Ивашина. Она в том числе предлагает создать арт-объект в виде книги с навесом и полками, чтобы оставлять там произведения искусства. Велосипедисты (включая урбаниста Владимира Злоказова) голосуют за увеличение велодорожек и создание большего количества велопарковок. Многие остались недовольны тем, что в проектах слабо разработана «зимняя» часть. Им нужны скамейки и остановки с подогревом, кофе-пойнты и другая активность.
В результате встреча серьезно выходит за установленные рамки, организаторы предупреждают: всех вот-вот начнут выгонять из Ельцин Центра. «На удивление, проект по-моему всем понравился. Многие уходили раньше с фразой: «А что обсуждать? Все хорошо — я пошел». «Мы все учтем и обещаем исправиться, — обещают представители КБ «Стрелка» в финале дискуссии. — Это пятилетний план, но так можем и на десять лет замахнуться».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!