Команде Махонина удалось то, чего не смогли сделать предшественники
«Единая Россия», по предварительным данным, взяла большинство на масштабных муниципальных выборах в Пермском крае. По сравнению с 2019 годом, когда в регионе проходила аналогичная по размаху кампания, в это раз политблоку удалось провести свои пулы кандидатов во всех территориях. При этом явка 6—8 сентября была выше, чем пять лет назад. Во многом, это связано со спецоперацией, нацпроектами, а также с более грамотным администрированием политических процессов. Подробнее — в материал URA.RU.
Тяжелое наследство
Пермский край имеет две электоральные особенности. Первая — в регионе совпадают выборы депутатов гордумы Перми, заксобрания и госдумы. Вторая — начиная с 2019 года, в одно время переизбираются думы большей части муниципалитетов. И вторая особенность досталась в наследство властям региона от команды предшественников.
Так совпало, что на 2019 год пришелся пик так называемой муниципальной реформы. И к плановым выборам в Прикамье добавились новые, связанные с объединением территорий и упразднением поселенческого уровня местного самоуправления.
В 2019 году в единый день голосования было 17 кампаний по выборам основных составов дум. Еще три было в конце сентября, а в конце октября — выборы в шести муниципалитетах Коми-округа. Это больше, чем в 2024 году (22). Но тогда голосование проходило не в один день, а сейчас плюсом были довыборы по двум округам заксобрания. Но результат получился лучше, чем пять лет назад.
Источники URA.RU и в 2019 году, и сейчас говорили, что тогда, из-за количества кампаний, краевому политблоку, ведомому технологом Леонидом Давыдовым, не хватило сил, чтобы уследить за всеми территориями. Так команда Махонина получила в наследство Осу, где большинство взял блок, работавший против тогдашнего главы Якова Лузянина, Александровск, где победили коммунисты, Кудымкар с разношерстным составом и еще ряд проблемных территорий, где потом не могли выбрать главу. В Александровске, например, безвластие растянулось на три года. «Политических менеджеров просто не хватило на всех, и где-то, где им казалось, что и так сойдет, вышли конфликтные ситуации. Тот же Александровск трясло несколько лет, с бунтами и драками между депутатами и горожанами», — говорит инсайдер.
Уверенная победа
Сейчас «Единая Россия» взяла уверенное большинство. Также победу одержали почти все кандидаты от других партий и самовыдвиженцы, которые шли в команде мэров. Не прошла даже бывший спикер думы Александровска, коммунистка Марина Зимина, известная как главный критик главы Ольги Лавровой. Именно Зимина написала жалобу в прокуратуру на конфликт интересов у Лавровой, которая сожительствовала со своим заместителем (конфликт подтвердился). Зимина шла в одной команде с депутатом заксобрания от КПРФ Дмитрием Кожановым, они вели пул от КПРФ. Но в итоге 14 из 15 мандатов взяла команда Лавровой.
Не смогли повторить успех 2019 года коммунисты и в Верещагино, где пять лет назад они взяли почти треть мест. Большинство уверенно взяла «Единая Россия» и один кандидат эсер, который шел в команде главы. Аналогичная история случилась в Косе: в 2019 году здесь официальный пул взял только треть мандатов. В этом году все силы на эту территорию бросили эсеры, но у них не получилось добиться желаемого результата.
Все это было сделано в условиях высокой явки избирателей. На протяжении последних лет в регионе старались гасить активность избирателей: достаточно было привести ядерный электорат провластных кандидатов, сделав так, чтобы сторонники других до участков не добрались. Сейчас, напротив, люди активно приходили на участки. Если в 2019 году явка была 28,59%, в 2023 году (несколько крупных муниципальных кампаний) — 20,22%, то в 2024 году, по данным на 18:00 8 августа и без учета ДЭГ, она составила 25,37%. Окончательных данных пока нет, но, по прогнозам, явка будет выше 30%.
«Справедливости ради, надо отметить, что в 2019 году не было многодневного голосования. Выборы проходили в один день. Сейчас оно длится три дня, а в таких условиях проще администрировать потоки избирателей и добиваться высокой явки», — отмечает инсайдер в политэлитах.
Новые реалии
Директор ООО «Центр стратегических коммуникаций» Сергей Ильин подчеркивает, что многодневное голосование дает технологу возможность отслеживать его ход. И, при необходимости, бросать больше сил на те округа, где, по данным экзитполов, есть проблемы. И на этих выборах удалось вовремя принять необходимые решения. Он подчеркивает, что кампания была высокококурентной. На это указывает тот факт, что по некоторым округам разрыв между кандидатами был совсем небольшой. «Один кандидат в Добрянке проиграл в голосовании на участке один голос. Но потом эту цифру сложили с результатами дистанционного онлайн-голосования. Там у него — плюс 20 голосов», — отметил Сергей Ильин, подчеркнув, что еще одним новшеством этих выборов стало ДЭГ, отразившееся, в том числе, на явке.
Пять лет назад была совершенно иная ситуация, говорит политтехнолог Олег Борисенко. «За это время в муниципалитетах началась активная реализация нацпроектов. Взять тот же Чусовой: город тогда и город сейчас — две большие разницы с точки зрения благоустройства», — отметил он. В целом территории стали получать в разы больше денег, не только в рамках нацпроектов, но и по краевым программам, в рамках межбюджетных отношений. Также на результате сказалась вневшнеполитическая ситуация. Во всей стране на фоне спецоперации идет так называемое сплочение вокруг флага, когда люди поддерживают партию власти. «Ну и акцент был сделан на местных политтехнологах, а не на москвичах. Но и выборы — муниципальные, федералы здесь не нужны. Плюс глава администрации губернатора Александр Смертин как бывший секретарь крайизбиркома от и до понимает выборные процессы с точки зрения технологий», — говорит Борисенко.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!