Ямальская мандалада, или как ненцы противостояли советской власти
Ямальской мандаладой принято называть форму протеста ненцев, преимущественно проживавших на территории нынешнего ЯНАО, против советской власти в 30 — 40-е годы ХХ века. Несмотря на то, что события происходили почти век назад, многие о них до сих пор помнят. Мандалада стала предметом исторических исследований, а политические дискуссии вокруг явления возникают и сейчас. Подробнее — в материале URA.RU.
Мандалада как историческое явление
Протесты ненцев в полярных предгорьях Урала против действий советской власти получили название мандалада. На их языке это слово означает «воинский сбор», «собравшиеся в круг вооруженные люди». Большинство исследователей считают, что ненецкие восстания происходили в 1934 и 1943 годах. Но, по сообщению директора музея антропологии и этнографии имени Петра Великого, этнографа Андрея Головнева, еще старики-ненцы припоминали до четырех выступлений.
«Мне доводилось слышать о двух, трех и даже четырех, в зависимости от той глубины памяти, на которую уходил собеседник. Порой создается впечатление, что мандалада на Ямале не прекращалась, а лишь временно затихала», — писал Головнев в 1995 году.
Восстание 1934 года
Советская власть действовала в соответствие с директивами центра практически одними и теми же методами на всей территории СССР. И когда началась коллективизация, в коллективные хозяйства объединяли как хлопководов Узбекистана, так и кочевников Арктики. Методы не учитывали национальных особенностей каждого из народов многонациональной державы.
«Первыми выразили недовольство оленными и пушными заготовками надымский кулак Эко Анагуричи (фамилии здесь и далее приводятся, как указано у Головнева — прим. URA.RU), и ямальский кулак Май Солинтэр. Последний, в присутствии Типичи Сыротэтто и Семена Сыротэтто заявил уполномоченным Хэнского кооператива Витязеву и Ануфриеву, что он не признает постановления бедняцкого собрания о контрактации оленей», — сообщает Головнев.
К началу 1934 года на Ямале активизировалось движение протеста. Изначально акции выражались в блокировке и саботаже работы советских факторий в Приуральском и Ямальском районах, включая разбрасывание грузов (меха и шкур) с саней в тундре.
Ситуация обострялась. В северной части Ямала участники протеста провели самосуд над Нуми Тусида, членом Тамбейского национального совета, и Пивичи Окатэтто, председателем Совета. Они были полностью раздеты, избиты и закатаны в снег, после чего от них потребовали присоединения к восставшим.
Протест длился до декабря 1934 года. Члены национальных советов под угрозой насилия сдавали свои удостоверения, а мятежники требовали выдачи им для расправы тех руководителей, которые оставались верными советской власти. Мандалада привела к блокаде факторий на севере Ямала, обрыв связей с окружными властями и роспуску нескольких нацсоветов. Была разграблена разъездная фактория у реки Надым, убиты заведующий и милиционер. Колхозные стада были смешаны с кулацкими.
К декабрю 1934 года протест был подавлен без кровопролития специальным отрядом ОГПУ, состоящим из 100 человек.
Две мандалады 1943 года — восстание и провокация
В разгар Великой Отечественной войны, весной 1943 года из-за тяжелого положения на фронтах, где только что отгремела битва за Сталинград и трудностей с путями доставки, ненцам перестали выдавать хлеб в пунктах кооперации, хотя сами они исправно отдавали оленей, дичь и рыбу на нужды фронта и тыла.
На территории Щучьереченского тундрового совета, расположенного у подножия Приполярного Урала, образовался лагерь ненцев, выражавших недовольство советской властью. На возвышенностях были установлены сторожевые чумы. Основным вооружением стали американские винтовки компании «Ремингтон».
В ходе общего собрания были выбраны лидеры — Сергей Ного и Василий Лаптандер, которые занимались дальнейшим привлечением недовольных в свои ряды. Открыто звучали призывы к убийству русских. Вооруженные группы ненцев перехватывали оленьи возы с мукой, перенаправляя их в свой мятежный лагерь, и захватывали колхозные оленьи стада, предназначенные для уплаты налогов.
К июню 1943 года восстание было подавлено, при этом с обеих сторон были погибшие. Сергей Ного умер в тюрьме, не дождавшись суда до суда, Василий Лаптандер приговорен к расстрелу, который заменили на 20 лет каторжных работ, и скончался в феврале 1944 года. Двадцать один человек приговорен к 10 годам лагерей с конфискацией имущества, остальные — к срокам от 5 до 8 лет.
Но восстание на этом не закончилось. Вторая в 1943 году мандалада произошла из-за провокации.
Начальник Ямальского отдела НКГБ Медведев в октябре 1943 года решил подбить ненцев, не испытывающих симпатий к советской власти, на мятеж. В вожди он наметил Сатоку Яптика и Селе Вэнга, у последнего в 1937 году был репрессирован отец.
«Основная часть замысла Медведева и его вышестоящих коллег состояла в получении наград за проведение доблестной операции», — писал в 1991 году историк-краевед Александр Петрушин. На тот момент его работа была единственной, созданной на основе документов архива КГБ.
Медведев через переводчика, которым выступил старший ветврач района Шуткин, предложил председателю колхоза «Красный Октябрь» Мансу Езынги созвать мандаладу в Тамбейской тундре. Чекист сообщил, на кого стоит опереться. Селе Вэнга и Сатоку Яптик с готовностью поддержали идею восстания. Они говорили о суде над русскими, а также готовились делить колхозных оленей.
«Действия Езынги укрепили у ненцев веру в провокационные слухи о том, что русские будут убивать ненцев за невыполнение планов по пушнине и рыбодобыче. Они стали сниматься со своих постоянных стойбищ и перемещаться в район реки Пяседай», — позже давал показания Шуткин.
Медведев доложил о мятеже в Управление НКГБ, которое на тот момент находилось в Омске и наркому госбезопасности Всеволоду Меркулову. И если у последнего хватало забот на западе, то сибиряки с энтузиазмом восприняли весть о мятеже и отправили на помощь Медведеву опергруппу во главе с подполковником Гараниным.
Подразделение сибирских чекистов, вылетевшее из Омска с пересадкой в Салехарде, провело операцию в тундре, в ходе которой без применения силы были захвачены два стада оленей, что вызвало сильное беспокойство среди местных жителей-ненцев.
По указанию госбезопасности, более 150 человек собрались в стойбище Яптика, где без предварительного объявления было задержано 50 участников. Во время мероприятия семь ненцев попытались сбежать, однако были убиты в результате огневого контакта. Оставшихся отправили в Тамбей, где они прошли суд и были направлены в исправительные лагеря.
В рамках той же операции Гаранин выявил «немецкого шпиона». Задержанным оказался руководитель гидрографической группы Главсевморпути Плюснин.
На допросах в предъявленных обвинениях признались все, даже ни в чем не повинный Плюснин. Авторы провокации получили боевые ордена, но радовались им не слишком долго.
«Через некоторое время, Гаранин и Манс Езынги получили восемь лет лагерей, Медведева приговорили к десяти годам. Их судьбы оказались фишками в более высоком сценарии», — писал Петрушин.
«Не заигрывайте с национальной повесткой»
В Надыме 13 марта 2022 года состоялся круглый стол на тему: «Сохранение памятников регионального значения (священных мест коренных малочисленных народов Севера) в ЯНАО». В рекомендациях на шести страницах содержится целый ряд предложений по сохранению священных мест, а кроме того, есть рекомендация, которая не имеет никакого отношения к теме состоявшегося обсуждения: «инициировать установление памятников жертвам репрессий мандалады на территории муниципального округа Ямальский район».
Против этой инициативы резко высказались ямальские коммунисты. Они призвали установить памятник труженикам тыла и тем ямальцам, которые приближали победу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, а не выступали против советской власти.
«Вопрос об установлении „памятников жертвам репрессий мандалады на территории муниципального округа Ямальский район автономного округа“ поднят сейчас крайне неуместно. Идет специальная военная операция на Украине. Округ не может устанавливать памятники, посвященные вооруженному восстанию на Ямале против советской власти в период Великой Отечественной войны», — писала в статье член ямальского реготделения партии КПРФ Людмила Журавлева.
Памятник ямальским труженикам тыла действительно был установлен в Салехарде. Его открытие состоялось 28 сентября 2023 года.
Тема мандалады неожиданно всплыла и в предвыборных речах «главного комсомольца ЯНАО», экс-кандидата в депутаты на выборах в гордуму Салехарда Александра Ламдо.
«На днях прочитал комментарии о мандаладе. О вооруженном восстании ненцев против советской власти. Страшно стало на самом деле после прочтенного. Многие народы ставят знак равенства советская власть = русские. От антисоветизма до русофобии один шаг. Поэтому, не заигрывайте с национальной повесткой», — призывал Ламдо в августе текущего года.
Он также выразил мысль, что невинно осужденные безусловно были. Но большинство были репрессированы за конкретные преступления. И к проблеме жертв политических репрессий нужно подходить не комплексно, а точечно, кропотливо работая в архивах и устанавливая каждого, кто считается жертвой, а не обелять всех, кто отбывал срок в ямальских лагерях, среди них были и пособники украинских националистов, и власовцы, и идейные противники советской (а значит и государственной) власти.
Тема мандалады до сих пор жива в воспоминаниях ямальцев. Публикаций и серьезных исследований не так уж много, историкам еще предстоит изучить этот вопрос. И может быть потомок тех, кто выступал против государства, еще напишет серьезное исследование о своих предках.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!