Курганскую область захлестнула волна детских самоубийств. Областные власти раскрыли карты
В Курганской области накаляется ситуация с детским суицидом. По данным управления образования, озвученным сегодня, 21 июня, на заседании региональной комиссии по делам несовершеннолетних, только за пять месяцев текущего года 25 детей пытались покончить жизнь самоубийством, у 8 подростков суицид удался (один в возрасте между 5-9 годами, один между 10-14 годами, семь – в возрасте между 15-17 годами). Для сравнения, в 2003 году зафиксировано 5 случаев самоубийств среди обучающихся, в 2004 году – 9 случаев, в 2005 году – 11 случаев, в 2006 году – 32 случая. Между тем, по словам помощника прокурора Антона Яковлева, реально на сегодня покончили жизнь самоубийством не 8, а 11 детей и подростков.
По словам заместителя начальника областного управления здравоохранения Александра Таскаева, суициды со смертельным исходом произошли в Кетово, Кургане, Мокроусово, Шумихе и Сафакулево. «В Сафакулевском, мусульманском, районе, произошло два самоубийства, плюс одно незавершенное», - отметил Таскаев. «В мусульманских семьях?.. Там наоборот, жестко все должно быть», - прокомментировал Мазеин.
Все дети, которым попытка суицида удалась, повесились. Незавершенные самоубийства произошли вследствие вскрытия вен или приема лекарственных средств, причем трое пытались покончить с жизнью при помощи «Фенкарола», отпуск которого производится с особой строгостью.
Как сообщила ведущий специалист информационно-аналитического отдела главного управления образования Вера Казантаева, «в 2006 году в связи с ухудшением ситуации с суицидами несовершеннолетних главным управлением образования предпринят ряд первоочередных мер». К ним отнесены, например, назначение ответственного лица за данное направление работы, проведение семинаров и оказание методической помощи, издание приказов, направленных на «улучшение работы по профилактике суицидов несовершеннолетних, по результатам служебных проверок по фактам суицидов» и другое. В средних образовательных учреждениях создаются психологические службы, правда, ими обеспечены всего около 22% школ. Чуть лучше ситуация в других видах учебных заведений, где обеспеченность педагогами-психологами колеблется от 50 до 80%.
Между тем, практика показывает, что пока ситуация не улучшается. Основными причинами, побуждающими детей к самоубийству, являются конфликты в семье – 11% и взаимоотношения со сверстниками и противоположным полом – 9 и 27% соответственно.
Председатель областной комиссии по делам несовершеннолетних Александр Мазеин пытался понять, почему функции методического сопровождения по работе с подростками и профилактике суицидов внутри управления образования разделены, что, вероятно, и приводит к отрицательному результату. «Плохо поставлена работа, - заявил Мазеин. – Почему вы говорите, что не можете выявить причины суицидов?! Многие из них (процентов 90) – это управляемые причины, которыми мы с вами обязаны управлять. Да, суициды были и будут, но на сегодня плохо проводится мониторинг, плохо работает система профилактики. Речь идет о том, что вовремя не отслеживаем не на уровне семьи, не на уровне школы».
Сегодня суициды фиксируются только по факту, тогда как ситуация требует выявления намерений ребенка. «У нас около 4 тыс. неблагополучных семей. Мы обязаны их всех видеть, мы все вместе: педагоги, психологи, врачи, участковые и т.д.», - заявил Александр Мазеин.
Мазеина заинтересовала фраза в отчете Веры Казантаевой: «проблема суицидов находится под пристальным вниманием управления образования». «Что вы там пристально-то рассматриваете?» - спросил Мазеин. «Раньше у нас системы не было учета, теперь она есть», - пояснила Казантаева.
Члены комиссии надеялись найти причины суицидов в психическом состоянии подростков. Однако, как отметил Александр Таскаев, самоубийства совершают отнюдь не психически больные дети. «Уровень психического здоровья детей, конечно, ухудшается, но ведущими в структуре психических заболеваний являются неврозы, которые не попадают под диспансеризацию врачей-психиатров. Невроз может появиться у ребенка при любой ситуации, и на фоне этого невроза ребенок может хоть что совершить. Из группы детей, совершивших суицид, 35% - из благополучных семей», - заявил Александр Таскаев.
По мнению председателя комиссии Александра Мазеина, основная причина детских суицидов кроется все-таки в их незанятости и в том, что они «бес пригляда». На это начальник отдела социальной политики Ирина Жданова ответила, что если бы сегодня, как «еще совсем недавно – лет 20-30 назад», в нашей стране существовали пионерские и комсомольские организации, различные спортивные общества, секции, кружки по интересам, проблема детского суицида не стояла бы так остро.
«Не знаем мы ситуации. Семья скрывает, телевидение давит, происходит давление старших товарищей, детей вовлекают в политические игры, недостаточный пока еще уровень жизни – все это сказывается. Мы должны бороться со всем негативом, давящим на детей», - отметил Мазеин.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!