Настоящая уральская элита отмечает юбилей. Есть, что вспомнить Росселю, Чернецкому и их друзьям. Но все стараются забыть
Сегодня, 10 ноября, исполнилось 15 лет со дня подписания первым президентом России Борисом Ельциным указа о смене руководителя администрации Свердловской области. Осенью 1993 года главой администрации работал Эдуард Россель, а после ельцинского указа им стал первый заместитель главы Екатеринбурга Алексей Страхов. Как эта отставка, так и ее последствия до сих пор аукаются свердловским политикам. Например, существует мнение, что после Страхова мэр Аркадий Чернецкий боится назначать себе самостоятельных и сильных первых заместителей, а чего стоит один отказ все того же екатеринбургского градоначальника поддерживать Росселя на выборах председателем облдумы…
Если вспоминать новейшую историю, то все началось еще весной 1993-го, когда к общероссийскому референдуму (известному, как «Да! Да! Нет! Да») на Среднем Урале добавили свой вопрос – о необходимости получения Свердловской областью статуса, сопоставимого со статусом национальных республик. Дело в том, что в молодой России нацреспублики имели больше полномочий, чем рядовые области, и свердловские власти активно продвигали идею уравнения статусов.
Хотя все не так уж однозначно: после того, как большинство уральцев поддержали повышение политического веса области, команда Эдуарда Росселя начала работу по созданию Уральской республики и принятия ее Конституции. Что реально было в голове у 56-летнего Эдуарда Эргартовича, видевшего, как легко в начале 90-х можно вознестись на самый верх, сейчас не сказать. Возможно, речь шла только о борьбе за равные права, а, возможно, и о создании нового государства. В 1993 году возобладала вторая точка зрения. И после того, как Ельцин разобрался с оппозиционным парламентом, за попытку сепаратизма он отправил Росселя в отставку. Сейчас историки (в том числе поддерживавшие президента России в 90-х) настаивают на том, что ни о каких попытках раскола страны не было и речи.
Сам Эдуард Россель события ноября 1993 года вспоминать не любит. Во время последнего разговора с журналистами «URA.Ru», он признался, что не особенно помнит тот судьбоносный весенний референдум и рад уже тому, что идеи равноправия регионов, за которые он боролся, спустя 1,5 месяца после отставки стали статьями российской Конституции.
Это нежелание помнить объяснимо. Да, отношения Росселя с Ельциным не испортились – президент России, сам переживший опалу, наверно, понимал, что старый друг выберется, и отчасти помог этому (разрешил первые губернаторские выборы, подписал первый договор о разграничении полномочий). Но до 2005 года Эдуарду Эргартовичу вспоминали тот сепаратизм, лишь недавно из аппаратных аналитичек исчезло традиционное обвинение в желании сделать область отдельной страной. Сколько нервов было испорченно этими записками? Даже Россель не скажет.
И все равно, 15-летие ельцинскому указу о смене главы администрации Свердловской области – это историческое событие. Ведь именно в те месяцы сформировалась команда Эдуарда Росселя, в большинстве своем сохранившаяся у власти до сих пор. С чем мы их и поздравляем!
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!